Солидарное мнение руководства Осетии не помогло «пробить» прокладку перевальной железной дороги

21 февраля 2019 04:41

О строительстве железной дороги через Кавказский хребет, которая связала бы Россию с Закавказьем, предметно заговорили еще во второй половине XIX века. В дальнейшем в качестве реально возможных выносились в публичное пространство несколько вариантов, самым привлекательным из которых смотрелся тот, который бы связал Северную и Южную Осетию.

Идея, выглядевшая изначально почти фантастической, перешла в реальную плоскость уже в ранний советский период, когда проект строительства был не только утвержден СТО (Советом труда и обороны) СССР, но и включен в план строительства второй пятилетки.

Северная и Южная Осетия ждали воплощения смелого замысла, горячо поддерживали его, включая во многие резолюции пленумом обкома начала тридцатых годов. Однако «зеленый свет» судьбоносной стройке так и не был дан.

Одну из последних попыток добиться задуманного руководители Северной Осетии предприняли ровно 80 лет, когда на бюро обкома ВКП (б) был заслушан доклад тогдашнего председателя СНК (Совета народных комиссаров) Северо-Осетинской АССР Кубади Кулова.

На заседании по данному вопросу было принято решение, которое подписал первый секретарь обкома партии Никита Иванов. Но солидарная позиция руководства Северной Осетии не нашла практического отклика на всесоюзном уровне.

А потом началась Великая Отечественная война, и проект был положен «под сукно» на долгие годы.

Только в 2012 году возглавлявший в тот момент Южную Осетию Леонид Тибилов реанимировал проблему и вновь поставил вопрос в повестку дня. Однако нынешняя геополитическая ситуация явно не способствует тому, чтобы надеяться на реализацию интересной идеи. Не зря говорят, как важно для решения задачи поймать самый выгодный момент.

Публикуем документ 80-летней давности.   

Из ПРОТОКОЛА № 82 заседания Северо-Осетинского бюро ВКП (б)
от 21 февраля 1939 г.

Слушали: о необходимости внесения в план 3-й пятилетки строительства перевальной через Кавказский хребет электрической железной дороги по направлению Даргкох – Гори (добавление к тезисам тов. Молотова) – докл. т. Кулов

Учитывая:

1. что перевальная через Кавказский хребет железная дорога разрешает крупнейшую проблему транспорта: о сближении Севера, Центра и др. областей СССР с Закавказьем;

2. что это строительство было предусмотрено планом 2-й пятилетки и утверждено СТО при СНК 29 января 1932 г. с началом строительства в 1937 году (см. План 2-й пятилетки ст. 258 и 694);

3. что она сокращает расстояние от Прохладной до Тбилиси на 944 км, освобождает подвижной состав от непроизводительного пробега окружным путем через Баку и

4. что транспорт будет иметь ежегодную многомиллионную экономию на эксплуатационных расходах и многомиллионное снижение стоимости перевозок, что даст возможность окупить строительную стоимость дороги в кратчайший срок,

Бюро Северо-Осетинского ВКП (б) ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Признать необходимым внести в 3-й пятилетний план строительство перевальной через Кавказский хребет железной дороги

2. Признать, что Гори – Даргкохское направление перевальной железной дороги является наиболее предпочтительным из всех вариантов по следующим основным соображениям:

а) меньшая строительная длина (127 км) по сравнению с другими вариантами при учете находящегося уже ряд лет в эксплуатации головного участка Даргкох – Алагир (30 км) и заканчивающегося в текущем году строительством независимо от перевальной железной дороги южного участка Гори – Сталинир (40 км)

б) меньшая строительная стоимость против других вариантов

в) меньший срок сооружения линии, определяемого по сроку сооружения перевального тоннеля для Даргкохско-Горийского направления в 3-4 года

г) возможность отвода в будущем от Даргкохско-Горийской железной дороги на запад (Джава – Чиатури – Поти) к Черноморскому побережью, что обеспечит разгрузку Закавказской железной дороги (марганец и пр.) и даст ускоренные связи

д) прилегание к территории с вполне определившимся промышленным значением (Садонские и Буронские свинцово-цинковые-медные рудники, мрамор, мел, асбест, цемент и др. ископаемые)

е) широкое разрешение транспортной проблемы и проблемы подъема производительных сил Грузии, Северной и Южной Осетии.

3. Придавая огромное народно-хозяйственное и оборонное значение строительства перевальной через Кавказский хребет дороги по направлению Даргкох – Гори

Просить ЦК ВКП (б) о внесении соответствующего добавления к тезисам доклада тов. Молотова о первоочередном строительстве этой дороги в 3-й пятилетке.

Поделиться статьей: